Забытые заживо


восемь семей куровчан борются за выживание в нечеловеческих условиях

Статья на нескольких страницах:  часть 1, часть 2

Нет сейчас для людей более болезненной темы, чем коммунальное хозяйство.
Советская власть, которую сегодня многие хают и клянут, оказалась не такой уж плохой, приучив нас ко многим хорошим вещам. Это и стабильная зарплата, и равная для всех возможность отдохнуть, и порядок на улицах, и возможность наказать нерадивого чиновника и многое другое. Но одним из наиважнейших достижений ушедшей эпохи стало то, что мы познали блага цивилизации, такие, как горячая и холодная вода, электричество и газ, централизованное отопление и канализация. Конечно, остались территории и населённые пункты, где вышеуказанный набор представлен не полностью, но нельзя отрицать и того факта, что коммунальное хозяйство в нашей стране до недавнего времени всё-таки развивалось. И кто бы мог подумать, что за какие-то 10-12 лет мы, свободные и независимые, начнём скатываться в средневековье, теряя одно за другим послевоенные завоевания, лишаясь того, без чего сегодня уже не можем прожить.

Мы много писали о том, как жители борются за воду, за тепло, за кровли и подвалы. Но даже на фоне этой повсеместной борьбы случай, о котором мы сегодня хотим рассказать, не вписывается ни в какие сравнения. Жизнь почти трёх десятков куровчан, проживающих по адресу: ул. Очистные сооружения, д. 1, сегодня можно охарактеризовать одним словом: мрак!

Дом номер 1 на ул. Очистные сооружения в городе Куровское найти не так просто. Собственно и улицы такой в городе нет. Название ей дали в честь построенных очистных сооружений, расположенных сразу при выезде из города на берегу реки Нерской.
Сами очистные сооружения были построены в середине 70-х годов, тогда же построили и небольшой восьмиквартирный дом, в который заселили весь обслуживающий сооружения персонал. Владел тогда всем этим хозяйством Куровской меланжевый комбинат. Тогдашние руководители были не в пример нынешним - чтобы люди ни в чём не нуждались, на территории очистных сооружений построили котельную, подвели канализацию, воду, газ и свет. Дом можно было назвать образцовым, да и люди там поселились работящие, знающие своё дело. Валерий Павлович Шеин, проработавший директором сооружений чуть ли не с самого их основания, рассказал мне, как их команда работала. Коммунальные стоки поступали СО всего города и, проходя несколько ступеней очистки, попадали в реку. Требования к чистоте вытекаемой воды были такими серьёзными, что работа на сооружениях приравнивалась к работе на военном объекте. А качество очистки доходило до такого уровня, что сами сотрудники могли без опасений искупаться или умыться очищенной водой.

Но времена сменились. Комбинат, попавший в жернова постперестроечной экономики, стал всё меньше и меньше уделять внимания, как самим очистным сооружениям, так и дому, находящемуся на его балансе. В начале девяностых годов предприятия нашего района в массовом порядке избавлялись от душащих их жилых домов и объектов соцкультбыта. Всё это хозяйство переходило на баланс районной администрации, которая худо-бедно, но справлялась с его обслуживанием. Дома принимались, подчас, в кошмарном состоянии, но это не останавливало ни руководителей района, ни руководителей предприятий. Все понимали, что предприятия более не могут содержать жилфонд.

Но руководители предприятий иногда хитрили. Если какой-нибудь клуб или жилой дом им был более не нужен, то такие объекты, как Куровские очистные сооружения, ещё могли приносить доход, ведь плата за очистку стоков со всего города набиралась немалая и шла в казну того же комбината.

И тогда администрация района, принимавшая от комбината на свой баланс ветхое жильё, просто обязана была потребовать одновременно и передачи в муниципальную собственность очистных сооружений. Ведь других объектов, осуществляющих очистку сточных вод, в городе нет, так что просто необходимо было освободиться от монополиста в лице комбината. Это особенно важно, учитывая, что от работы такого объекта зависит эпидемиологическая обстановка в городе, а комбинат превратился по сути в частное предприятие ОАО «Куровской текстиль». Разве можно оставлять в частных руках вопрос экологической безопасности целого города?
Однако, очистные сооружения комбинат не отдал, а заодно не отдал и восьмиквартирный дом, жильцы которого на момент превращения комбината в ОАО стали его акционерами и тогда никак не думали, что их важная и ответственная работа очень скоро станет никому не нужной.

Канализационные трубы Первый звонок прозвенел в 1997 году. Да ещё как прозвенел! Котельная, отапливающая сооружения и жилой дом, встала. Всё ведь когда-то кончается. Учитывая, что комбинат практически не вёл капитального ремонта своего хозяйства, подобный исход следовало ожидать. Но наступала зима, а ремонт котельной никто не производил из-за отсутствия денег. Люди оказались один на один с холодом. Понимая бесполезность ожиданий ремонта, они приняли единственное решение - покупать электроприборы.
Так ни в чём не повинные люди, среди которых были старики и дети, начали учиться новой жизни - жизни без тепла. Обогреть зимой квартиру несколькими электронагревателями практически невозможно. На качественные импортные масляные радиаторы денег нет, а отечественные задачу решают кое-как. Приходится их включать беспрерывно, и от недостатка нещадно сжигаемого кислорода очень скоро начинает болеть голова. Очень скоро головы жителей заболели и от тех счетов, которые появились вследствие возросшего расходования электроэнергии. Пошли к директору комбината Д.Н. Сапрыкину. Дмитрий Николаевич ситуацию знал хорошо и проблему решил быстро, освободив жителей от уплаты за электроэнергию в течение всего отопительного периода. Тут же пообещал, что ремонт котельной обязательно состоится, и подача тепла наладится.

Так прошёл первый тяжёлый год. Замороженные очистные сооружения «трещали по швам», с трудом справляясь со своей задачей. Результатом отсутствия тепла стала разрушенная система канализации, обслуживающая злополучный дом. Мороз сделал своё дело, и канализация уже самого дома перестала поступать на очистку, затопляя квартиры. Так жители дома отказались ещё от одного блага цивилизации.

Оказаться «по уши» в дерьме - вещь не из приятных. Это как сапожник без сапог, так и работники очистных сооружений с разливающейся в доме канализацией. Люди, не дождавшиеся помощи от родного предприятия, не придумали ничего иного, как выкопать рядом с домом сточную яму, куда и должны были теперь поступать отходы их жизнедеятельности. Без всякой очистки. А очистные сооружения всё так же являлись собственностью ОАО «Куровской текстиль» и всё так же оказывались не нужными администрации нашего района. Прошло ещё два года, но ситуация не изменилась. По-прежнему не было тепла, а руководство комбината уже даже и не обещало ничего хорошего. Один ответ: нет денег.

После зимы 1999-2000 г. жители составили слёзное письмо в адрес главы района Филиппова и Губернатора Московской области Громова. Вмешательство нового подмосковного Губернатора возымело успех - руководство ОАО «Куровской текстиль» зашевелилось и, хоть и кое-как, но привело котельную в рабочее состояние. С некоторым опозданием, в декабре 2000 года люди получили тепло, с которым прожили целую зиму. А уже в следующем, 2001-м году котельная встала вновь, на этот раз навсегда...

Сидя в холодных квартирах, люди искали выход. Жалобы полетели во все инстанции. Об их беде, в который уж раз, узнали в администрации города и района, в прокуратуре Орехово-Зуево. Всё тщетно. Жители, поверившие во всесильность Губернатора, написали ему вновь.
На этот раз вместо тепла пришла бумага из Комитета по жилищно-коммунальному хозяйству Московской области:
На обращение жителей дома №1 по ул. Очистные сооружения в г. Куровское Комитет сообщает, что указанные факты действительно имеют место. В настоящее время владельцем дома АООТ «Куровской текстиль» принимаются меры для налаживания отопления и изыскиваются необходимые материальные и финансовые средства. Вопрос теплоснабжения дома взят на контроль администрацией г. Куровское».

Прошло два долгих года. Уж кто там кого контролирует, не известно, но ситуация с домом зашла в полный тупик. Только теперь проблема обрела размах экологической катастрофы. Очистные сооружения вообще прекратили работать. Теперь все городские стоки, не проходящие соответствующую очистку, попадают прямиком в реку. Раньше за такое дело можно было схлопотать срок лет эдак 5-7, а сегодня, как оказалось, данный факт не вызывает никакого беспокойства ни районного и городского начальства, ни органов прокуратуры, ни экологических служб. Словно и нет их вовсе. Люди продолжали писать, жаловаться, обивать пороги приёмных, но никто не хотел решать эту проблему.

Статья на нескольких страницах:  часть 1, часть 2

Социальный отдел
2008.08.04

В номере:

Текущий номер

Популярные статьи:
Вне номеров:
Общественно-политическая газета «Новая власть»
Главный редактор: Каравайцев С.М., учредитель Баранов Л.М.
Адрес: Россия, 142660, ул.Юбилейная, д.22, кв.96