В полушаге от беды. Жители микрорайона ЛИАЗ терпят бедствие
Статья на нескольких страницах: часть 1, часть 2
Передо мной - семнадцатый номер «Своей Г» от 30 апреля текущего года.
Как всегда, номер изобилует поздравлениями и хвалебными статьями, но главной темой номера стал отчёт о визите в Ликино-Дулёво Губернатора Московской области Б.В. Громова.
Поводом для визита 25 апреля руководителя Подмосковья стало, как пишет «Своя Г», приглашение коллектива Ликино-Дулёвской школы искусств. Гордость района, получившая в подарок от Губернатора один миллион рублей помощи, желала отблагодарить Громова своим творчеством. Как всегда, районные и городские власти сделали всё, чтобы ничем не омрачить визита высокого гостя: кое-что подкрасили, вывезли мусор, отремонтировали дорогу. На всякий случаи, доступ к «телу» был ограничен. Это для того, чтобы не прорвался кто-нибудь со своими бедами и проблемами. Смельчаков не нашлось, поэтому праздник удался. Но если осчастливленные губернаторским вниманием дети и преподаватели школы искусств имели причины радоваться, то сотням жителей улицы Калинина, живущим вблизи от этой самой школы, в тот день было не до веселья. Три дома - 8а, 9а, 10а, - вот уже несколько лет терпят настоящее бедствие, взывая о помощи во все мыслимые и немыслимые инстанции.
Сначала немного истории.
Дома эти были построены ЛиАЗом в конце 60-х годов. Это типовые «хрущёвки», но 30 лет назад они были образцом заботы государства о своих трудящихся. Дом №8а тогда стал, со слов жителей, показательным. Именно с него началось переселение работников завода в новые квартиры. Место для строительства было выбрано не совсем удачно - на болоте. Но недаром говорили, что «человек по земле проходит, как хозяин», вот и необратили внимания на эту деталь. Да, к тому же, «хрущёвки» имели ограниченный срок эксплуатации, через 20-30 лет их должны были сменить более современные и уютные дома.
Долгое время жителям домов ничто не давало повода для беспокойства. Но времена изменились. За 30 лет без серьёзного капитального ремонта всё это хозяйство пришло в негодность. Завод уже не мог содержать своё жильё, и в конце 1999 года благополучно сбросил дома на плечи районной власти, а те безо всяких условий согласились. Но переход собственности от нищего завода к нищему району ничего хорошего не обещал.
Хотя, поначалу коммунальные службы и производили какие-то работы, в последние 2-3 года внимание к проблемам злополучных домов снизилось практически до нуля.
У нас часто ругают жителей, мол, они очень пассивны, не идут в суд, не отстаивают свои права, не пишут жалоб ограничиваясь руганью у подъездов да на приёмах местных чиновников. Всё это касается кого угодно, но только не жителей вышеуказанных домов. Масштабы бедствия и «боевой путь» разгневанных людей я увидел, когда приехал сюда по просьбе депутата районного Совета Шомина В.А. и лидера местного «коммунального фронта» Хроменко И.М.

Восьмому, тому самому «показательному» дому, по причине его более высокого расположения повезло чуть больше - вода к моменту осмотра спала. Но в том, что она там была совсем недавно, сомнений не оставалось - зловоние, сырость, тучи комаров и мух,слой грязи и фекалий в подвале не могли не беспокоить разъярённых жильцов. Из расположенного у дома №9 колодца вода вытекала прямо на улицу. От постоянного подтопления около домов начал проседать грунт.
Первыми в таких случаях обычно принимают удар жители первого этажа. Но на фоне людей, жалующихся на повышенную влажность в квартирах, жители домов 8а, 9а, 10а предстают настоящими мучениками. Разваливающаяся мебель, отваливающиеся обои, неприятный запах, испарина на потолке, с одной стороны, и устойчивые проблемы со здоровьем, с другой, - всё это делает проживание людей невыносимым. Многие пытались как-то бороться с последствиями затопления подвалов, но всё бесполезно. Из болезней, распространённых среди жильцов злополучных домов, наиболее часты астма, бронхиты, простуда, а с недавних пор, и аллергические реакции. Особенно страшно за стариков и детей, страдающих в первую очередь.
В подъездах домов - следы, свидетельствующие о том, что эти дома никому не нужны. Тут и кучи невывезенного мусора, и облезлые двери, стены и потолки, регулярно не работающий лифт. В подъездах дома №10 нет света. На мой вопрос о причинах отсутствия света люди ответили, что любые работы, связанные с электричеством, по мнению специалистов, опасны для жизни. Постоянная сырость сделала своё дело - электрические коммуникации просто гниют. Не так давно в квартирах двух домов вдруг резко подскочило напряжение в сети. Итог печален - сгоревшие холодильники и телевизоры, бытовая техника.
Причину указали прибывшие электрики: сырость и, как следствие, коррозия. На всякий случай, посоветовали жителям не прикасаться к электрощитам в подъездах, а заодно заверили, что пока не осушат подвалы, такие аварии будут продолжаться. На том и ушли.
Сырость в квартирах создаёт постоянное ощущение холода. Микрорайон ЛиАЗ замерзал всю минувшую зиму уже потому, что до сих пор не решён вопрос о стабильной работе заводской котельной, от которой поступает тепло. А каково в такой ситуации жильцам домов с затопленными подвалами? Кстати, и без того недостаточное тепло было отключено в этом году уже с 1 апреля, хотя апрель выдался на редкость холодным.
Помимо проблем с подвалом, в домах создалась проблема и с подачей воды. Горячая вода уже давно стала редкостью, а в последнее время начала пропадать и холодная. С 8 по 10 мая, в самый разгар праздников, дома остались вообще без воды, хотя замглавы района Фарафонов клялся депутату Шомину, что вода в домах будет. Затем, коммунальщики развесили на подъездах объявления, что горячая вода будет подаваться по графику, правда, не известно, по какому. А позднее жильцам сообщили, что воду дадут, только если вода в подвалах начнёт спадать.
Но ситуация с затопленными подвалами стала совсем невыносимой, когда случилась серьёзная авария в коллекторе. Надо отдать должное коммунальщикам, работы по восстановлению коллектора шли постоянно. Но силы, брошенные на эти работы, оказались явно недостаточными. Два насоса, откачивающие стоки от домов, не справлялись с нагрузкой. Это создавало постоянные помехи в работе ремонтников и привело к ещё большему скоплению фекалий в подвалах. На этом фоне отключение воды оказалось единственным выходом для руководства коммунальной службы и новой бедой для сотен жителей. Когда же люди потребовали включения дополнительных насосов, в ЖКО им ответили, что, дескать, сами жильцы виноваты, обвинив последних в краже какого-то оборудования.
Но если аварию в коллекторе рано или поздно ликвидируют, то разрушенные коммуникации домов по-прежнему будут изливать в подвалы новые кубометры воды и фекалий. Прошлогодняя попытка сделать выборочный ремонт в подвалах фактически провалилась. Рабочие просто не смогли работать в воде по пояс, а привозимые трубы, по словам жильцов, тут же уходили «налево».
Действительно, зачем добру пропадать? Лишь незначительная часть водопроводных труб оказалась отремонтирована, но в затопленных подвалах новые трубы очень быстро становятся старыми. Без осушения подвалов все эти работы превращаются в «мартышкин труд».
Больше всего сегодня людей волнуют следующие моменты. Во-первых, это угроза прочности фундаментов домов. Учитывая, что ситуация с затоплением возникла уже очень давно, а дома, как я уже сказал выше, построены на болоте, вполне вероятно, что 30-летний ленточный фундамент не выдержит и даст трещины. В этом случае конструкции домов могут повести себя непредсказуемо, нельзя исключать и обрушение.
Думаю, глава района Филиппов, неустанно повторяющий, что он профессиональный строитель, должен понимать вероятность подобной «перспективы». Но ещё более страшны последствия, которые возможны уже сегодня, практически, в любой момент. Фекальные стоки затопили не только подвалы, но и проходящие в них водопроводные коммуникации. Учитывая, что водопроводные трубы постоянно текут и продолжают разрушаться, попадание в питьевую воду всякой заразы становится ужасной реальностью. А там до массовой дизентерии или холеры рукой подать!
Статья на нескольких страницах: часть 1, часть 2
Сергей Каравайцев
2003.07.08