Семь лет назад Дрезна выбирала себе новую власть



Статья на нескольких страницах:  часть 1, часть 2

Об этом и о том, что происходит сегодня в районе, мы беседуем с главным героем событий семилетней давности, представителем Уполномоченного по правам человека в Московской области и главным редактором газеты «Новая Власть» Каравайцевым Сергеем Михайловичем

Наша справка.

Выборы главы города Дрезны и городского Совета депутатов были назначены прежним составом представительного органа в марте 1996 года. С самого момента объявления решения о выборах администрациями Московской области и Орехово-Зуевского района оказывалось активное противодействие организации и проведению голосования. Однако все эти действия не помешали работе избирательных комиссий, и 9 июня 1996 года выборы состоялись.

По итогам голосования были избраны 9 депутатов городского Совета и Глава Дрезны. Им стал Каравайцев Сергей Михайлович. За кандидатуру Каравайцева С.М. проголосовали 91% участвовавших в выборах избирателей. По инициативе администрации района начался судебный процесс по отмене результатов голосования и лишению города Дрезны права на избрание органов местной власти. Судебный процесс длился полтора года. Было принято несколько решений, как в пользу Дрезны, так и против. Окончательное решение суда отменило результаты голосования и запретило избрание городских органов власти. С этого момента Дреэна, как и другие города района, потеряли право самостоятельно решать кадровые вопросы, лишились местных финансов и возможности развивать свои территории.

Сергей Михайлович, с момента выборов в Дрезне прошло уже семь лет. Как сегодня Вы оцениваете Вашу инициативу по избранию городских органов власти: как неудавшуюся авантюру или как обидное поражение системе?

Во-первых, это была не только моя инициатива. Весь город желал избирать свою власть, десятки людей принимали участие в подготовке выборов, тысячи пришли на избирательные участки, хотя высказывались угрозы силами милиции разгонять людей. А что касается оценки наших действий, то и ранее и сейчас я убеждён в законности и правильности сделанного. Ну, как можно назвать городские выборы авантюрой, если тогда, семь лет назад, нас поддержали в Государственной Думе, Совете Федерации, администрации Президента, Генеральной Прокуратуре и многих других органах.

Но почему же тогда идея провалилась?

Вы помните, Ельцин обратился к тогдашним губернаторам с призывом: «Берите власти, сколько захотите». Ну, они и взяли. Бывший губернатор Тяжлов был одним из тех, кто не захотел развивать местное самоуправление в малых городах. Он сделал всё, чтобы ниже уровня района выборных органов власти больше не было. Сломать такую машину Дрезна не смогла.

А почему же районная администрация не нашла компромиссного решения? Может быть, тогда достаточно было сменить городское руководство, и город ус покоился бы, отказавшись от выборов?

Районное руководство видело в нашей инициативе опасность для себя и своего всевластия. Ведь мог быть создан прецедент, после которого уже жители, например, Ликино-Дулёва, также потребовали бы смены Тютюнькова. Глава района Филиппов тогда просто проигнорировал мнение жителей. Кстати, ничего существенно не изменилось в кадровом вопросе и сейчас. До сих пор работают главами мэры Тютюньков и Сорокин, хотя население Ликино-Дулёва и Дрезны давно выражает недовольство их работой. Возвращаясь к нашим выборам 1996 года, хочу отметить, что всё-таки главной целью у нас была не смена городского руководства, а желание управлять городским хозяйством не из кабинетов районного начальства, а на месте, там, где живут люди, ради которых власть и должна работать.

Но, может быть, учитывая сложную обстановку в стране, в нашем районе, есть смысл управлять районом централизованно?

Мы вибираем - нас выбирают... Последствия этой централизации мы видим сегодня. Полный развал, грязь, недееспособная жилищно-коммунальная система, абсолютная безнаказанность чиновников, беззащитность простых людей и т.д. На любой вопрос или претензию людей главы местных администраций кивают в сторону районной, а там виноватыми называют кого угодно, только не Филиппова и его окружение. У населения нет никакой возможности по-настоящему спросить с чиновников, повлиять на их работу.

Кроме того, учтите, что наш район настолько большой, что подавляющее число жителей просто не в состоянии ездить в Орехово-Зуево и «качать права» в кабинетах районного начальства. Если бы местные администрации получили реальные полномочия и финансы, потребность в этих хождениях отпала бы сама собой. Но кому тогда будет нужен такой раздутый аппарат районной администрации? Я считаю, что сегодняшняя административная система тормозит развитие Орехово-Зуевского района и ущемляет права людей.

Каким же образом исправить ситуацию?

Я уверен, что нынешний глава и его команда ничего менять не будут. Они стали заложниками собственной идеологии. Сегодня у них нет ни воли, ни кадров, ни финансов, чтобы выстроить новую систему местной власти. Для этих целей нужны новые люди.

Неужели, в сегодняшней администрации не осталось деятельных людей?

Конечно же, они есть. Но они зажаты тисками, их инициатива никому не нужна, а их просьбы остаются без внимания. Подавляющее число сельских глав - неплохие, грамотные люди. Чтобы они превратились в хороших руководителей, им нужно доверять и позволить самостоятельно решать местные задачи. Район из жандарма должен превратиться в партнёра. И эти отношения совсем не означают бесконтрольность. Напротив, бесконтрольность - это то, что мы видим сегодня. Но спрашивать с руководителей можно только тогда, когда у них есть хоть какие-то должностные обязанности, обеспеченные реальными властными рычагами.

Давайте поговорим об экономическом положении района, ведь в отсутствии денег никакие реформы не смогут осуществляться. Как Вы оцениваете сегодняшние возможности Орехово-Зуевского района?

Рассчитывать на то, что Орехово-Зуевский район будет цвести в то время, когда Россия переживает тяжелейший экономический кризис, нельзя. Но наш район потенциально гораздо богаче своих соседей. Такого скопления крупных, государственного масштаба, предприятий не найдёшь в большинстве районов Московской области. Но, несмотря на это, по своим экономическим показателям мы плетёмся где-то в хвосте. Как такое могло случиться?

На мой взгляд, существуют три основные причины. Первая - объективная. Машиностроительные и текстильные предприятия, составляющие основу районной экономики, оказались наиболее уязвимыми в условиях экономического кризиса, стали заложниками, прежде всего, грабительской политики государства, которому в одночасье оказались ненужными собственные автобусы, автомобили, ткани и многое другое. Никому не пришло в голову, что такие заводы, как, например, ЛиАЗ, не смогут пережить кризис без государственной защиты, что они не могут работать так, как работают кооперативы и мелкие фирмы. Остановив производство на таком заводе, его очень тяжело поднимать вновь, потому что нарушен сложнейший технологический процесс.

Кроме того, на таких предприятиях работают тысячи людей, преимущественно специалистов высокого класса. Остановка производства на многих предприятиях привела к тому, что сегодня там оказалось некому работать. Старые специалисты возвращаться не хотят, а новых никто уже не готовит. А ведь совсем недавно создавались целые семейные династии...

Но ведь не только государство виновато в наших бедах?

Вторая причина плачевного состояния районной экономики лежит именно внутри района. Безразличие государства привело к отсутствию какого-либо контроля за деятельностью самих руководителей. Осознав свою полную безнаказанность, многие из них перешли от борьбы за производство к борьбе за собственные кошельки. Проведя грабительское акционирование, они стали абсолютными хозяевами предприятий.

Тысячи работников, десятилетиями создававшие свои заводы и фабрики, оказались, вследствие как беззащитности, так и собственной безграмотности, в унизительной роли рабов. Всех строптивых уволили сразу же, а остальные обнищали и ушли сами. А что же руководители? Они взяли всё, что можно было взять. В ход шли и принудительные банкротства, и увод капитала через подставные фирмы, и дробление производства на мелкие фирмы. За примерами далеко ходить не надо: Давыдовский завод сельхозмашин, получавший миллионные долларовые кредиты, превратился в кучу сомнительных мелких фирм, был попросту разграблен и уничтожен. Дрезненская фабрика лишилась и денег, и оборудования.

Молокозавод в Кабанове, составлявший конкуренцию столичным производителям, превратили в руины. Аналогичная ситуация и в сельскохозяйственном секторе. И везде старое руководство сидело, а где-то и сейчас сидит, до упора, создавая видимость работы, давая надежду людям и одновременно убивая эту надежду своей преступной жадностью. Стоит заметить, что не появилось ни одного уголовного дела, никто не ответил за разграбление предприятий.

Но ведь сейчас приходят новые руководители. Может быть, они смогут наладить работу?

Действительно, наш район сегодня переживает передел собственности. Старые директора уходят. На многих предприятиях сменились владельцы. Но далеко не везде это привело к появлению грамотных руководителей. Новые хозяева - это всего лишь денежные мешки, которые скупили акции, заполучили заводы и фабрики в собственность, не зная, подчас, ничего о технологическом процессе, о том, как должна эта их собственность эффективно работать.

Ведь работают не деньги, работают профессиональные менеджеры. Я пока не вижу особых результатов от прихода новых владельцев на той же Дрезненской фабрике, на Орехово-Зуевской птицефабрике, в АОЗТ «Аграрное».

В отдельных случаях, таких, как с Дулёвским фарфоровым заводом, приход новых акционеров вообще чуть не парализовал производство. Владельцы не должны вмешиваться в производственный процесс, они должны его контролировать, привлекать профессиональных менеджеров и обеспечивать развитие необходимыми финансами.

Статья на нескольких страницах:  часть 1, часть 2

Сергей Каравайцев
2003.07.08

Общественно-политическая газета «Новая власть»
Главный редактор: Каравайцев С.М., учредитель Баранов Л.М.
Адрес: Россия, 142660, ул.Юбилейная, д.22, кв.96