Падение. Продолжение
Статья на нескольких страницах: часть 1, часть 2, часть 3
Директора крупных предприятий в администрации Орехово-Зуевского района на особом счету. Это каста избранных, неприкосновенных. Перед ними во все времена расстилаются, заискивают. К ним идут с просьбами. И, боже, упаси их критиковать. Не важно, что к ним есть серьёзные вопросы, должны быть. Директора - власть реальная. В их подчинении (в жёстком и, подчас, бесправном) находятся сотни и тысячи людей. От их воли зависит благополучие многих других. Их авторитет действует на обывателя сильнее, чем хвалебные статьи «Своей Г» в адрес Филиппова. А это уже политика. Они эту политику и вершат. Ну, скажите, как бы избрался Филиппов на должность главы района в 1999 году без поддержки директоров? Власть сегодня сращивается с руководствами предприятий, повязывает себя и их единой нитью. Сращивается, прежде всего, во имя своего спасения.
Именно поэтому в районном Совете так много депутатов-директоров: директор Демиховского завода Ильин, бывший директор Дулёвского фарфорового Борисов, директор Дулёвского красочного Захаров, директор Орехово-Зуевского УЭС Филиппов, теперь уже бывший директор АОЗТ «Аграрное» Крючков и другие.
Я не говорю, что все они плохие люди и нерадивые руководители. Но я не могу понять, зачем им, великим, это депутатство. Ведь у них и без того много проблем, а времени всегда в обрез. Эти люди не доступны, подчас, даже для своих работников, не говоря уже о людях, нуждающихся в депутатской поддержке, но не работающих на этих предприятиях. Депутатский мандат ни денег, ни величия, ни уважения не добавляет. Хороший директор - не всегда хороший депутат. Чаще всего, это как раз никакой депутат. Ведь хороший депутат тот, кто не обращая внимания на звания и чины, контролирует деятельность чиновников и заботится о благах простых людей. Депутат должен быть абсолютно независим от власти, его задача - сделать всё, чтобы чиновники не воровали, а люди имели возможность обрести защиту, в том числе, и от произвола своих руководителей. Но директора необходимы власти так же, как власть необходима им. Это щит, который сработает в нужный момент, будь то необходимость спихнуть на плечи района очередной объект соцкультбыта, или потребность получить лестную характеристику для предоставления в налоговую полицию.
Всемогущество молодого директора Дрезненской фабрики не могло не радовать администрацию района. Вот он помогает боксёрской секции, вот подарки к празднику раздаёт, вот загородный лагерь открыл. Никто в тот момент не обращал внимания на всякие там ООО, ОАО, акции и прочую ерунду. Вот он - хозяин! Ну, чем не директор-депутат?
А тут как раз на носу выборы депутатов Совета района. Администрация, страшно опасаясь избрания депутатом от Дрезны неугодного для себя человека, предлагает Леонову роль главного конкурента, обещая при этом всяческую поддержку. В ход пошёл весь арсенал средств. Кого-то ублажали подарками, кого-то, мягко говоря, убедительно просили поддержать кандидатуру Леонова. Работникам фабрики вообще туго пришлось, хорошо известны факты давления со стороны начальников, людей просто вытаскивали на голосование, говоря, что если Леонова не изберут депутатом, то и фабрике придёт конец. И люди безропотно шли голосовать за своего директора. Таких набралось более тысячи человек, и на радость администрации района по итогам голосования Леонов стал настоящим директором-депутатом.
Жизнь нового депутата обрела новый смысл, теперь очень многое ему будет удаваться с ещё большей лёгкостью, чем раньше. Впереди планировались новые эксперименты с Дрезненской фабрикой, только теперь можно было ничего не бояться, ведь любые действия против Леонова автоматически рассматривались, как действия против районной власти, а там своих не сдают. Так Дмитрий Леонидович Леонов сделал ещё один шаг к бездне.

Правда, и здесь Дмитрий Леонидович нашёл вариант экономии денег - рабочим кидали копеечный аванс, немного подкармливали, а когда работа заканчивалась, просто ничего не платили. Бедолаги, не имеющие документов и прав, уезжали, их место занимали новые рабы. Так дом довольно быстро вырос. Мне удалось его сфотографировать, чем я, похоже, несколько напугал местных жителей. Вернее, пугал их сам трёхэтажный красавец, который на фоне старых деревянных домов казался просто миражом в пустыне. От таких домов, а, точнее, от их владельцев, местные жители, как правило, ничего хорошего не ждут, вот и насторожились, когда увидели человека с фотоаппаратом. Построив дом, Леонов остался верен себе и, перестраховываясь (вот школа-то!), оформил документы не на себя, а на свою мать. Так в деревне Будьково появился огромный особняк под номером 36.
Ситуация на Дрезненской фабрике после избрания Леонова депутатом в лучшую сторону не изменилась. Чудес на свете не бывает, а если и бывают, то только с людьми святыми и чистыми. Леонов же был игроком. Он играл в фабрику, играл во власть, играл в деньги. Причём, игра эта была для него практически беспроигрышной. Во всяком случае, так казалось самому Леонову. И вот весной 2002 года Леонову повезло. На фабрику обратили внимание бизнесмены из фирмы «Лютекс», предложившие молодому директору серьёзнейшие инвестиции в развитие производства. «Лютекс» успешно занимался текстильным производством в Твери, имел возможность крупных поставок хлопка, а в этом в первую очередь нуждалась Дрезненская фабрика. Оценив состояние фабричного хозяйства, специалисты «Лютекса» пришли к выводу, что Дрезненская фабрика является очень перспективным предприятием, сделав акцент на необходимость замены части старых станков.
Это был шанс. Шанс для фабрики, для города, для людей. «Лютекс» сделал предложение, от которого нельзя было отказаться. Леонов понимал, что и для него лично открываются огромные перспективы, поэтому согласился работать с новым партнёром.
Но Леонов не был бы Леоновым, если бы не обеспечил себе дополнительные гарантии, при которых помимо нового, совместного с «Лютекс», предприятия продолжала работать созданная им схема, позволяющая извлекать из работы личную прибыль. Связывать с «Лютекс» ОАО «РоллТекс Мануфактура» было не выгодно всем. К моменту появления новых партнёров в «РоллТексе» накопилось много долгов. Поэтому Леонов предложил создать на базе Дрезненской фабрики ещё одно предприятие - ООО «Новая мануфактура». Учредителями нового ООО стали компания «Лютекс» (50%) и ОАО «РоллТекс Мануфактура» (50%).
Леонов настолько запутал своих новых партнёров, сумев при этом вселить абсолютное доверие к себе, что руководители «Лютекса» не обратили внимания на тот факт, что выступающий от имени «РоллТекса» Леонов не является акционером фабрики и юридически не имеет к ней никакого отношения. Не обратили внимания они и на личность реального директора «РоллТекса» - друга и охранника Леонова Мартынова. А Леонов, вопреки своей привычке ставить на ответственные посты своих друзей, на этот раз не имел права упускать руководящую должность.
По согласию сторон, Дмитрий Леонидович Леонов решениями учредителей был назначен генеральным директором ООО «Новая мануфактура». Причём, руководитель «Лютекса» Тихонович доверился новому директору на 200%. После назначения Леонова на должность директора, снять его с этой должности Тихонович, имеющий, как учредитель, лишь 50% влияния на ООО «Новая мануфактура», уже не мог. (Этот факт впоследствии сыграет важную роль в развитии событий на фабрике).
Что же представляло из себя вновь созданное ООО «Новая мануфактура»? Со стороны Дрезненских учредителей («РоллТекс») ООО получило в качестве уставного капитала фабричные площади, станки и оборудование. Со стороны «Лютекса» в уставный капитал вошли вновь приобретённые современные станки, хлопок и серьёзные связи по сбыту продукции. С момента создания ООО, оно работало в интересах обоих учредителей, но фактически Леонов отчитывался в своей работе только перед «Лютексом», ведь «РоллТекс» и так был своим карманным предприятием. «Лютекс» взял на себя практически все эксплуатационные расходы, включая электроэнергию. По некоторым оценкам, участие «Лютекса» в развитии «Новой мануфактуры» оценивается в 4ООО00 долларов. Да с такими деньгами любое предприятие должно просто расцвести. Любое, но не то, на котором руководит директор масштаба Леонова.
Статья на нескольких страницах: часть 1, часть 2, часть 3
Начало статьи в предыдущем номере
Сергей Каравайцев
2003.04.21