Новая жизнь инфекционной больницы
Такого переполоха в медицинской среде Орехово-Зуевского района не было давно.
Статья в прошлом номере «Новой Власти» под названием «Инфекция», рассказавшая о тяжелейших условиях работы Ликино-Дулевской инфекционной больницы, вызвала неподдельный интерес со стороны наших читателей и бурю негодования со стороны руководителей районного здравоохранения.
Причем, чиновников интересовала не столько сама ситуация в больнице, о ней они и сами доподлинно знали, сколько вопрос: кто посмел пожаловаться и пустить «врага» на территорию медучреждения?
В адрес «Новой Власти» сыпались обвинения в некомпетентности, в искажении данных, в политическом авантюризме. То же самое досталось и представителю Уполномоченного по правам человека в Московской области Каравайцеву С.М., который и обратил наше внимание на данную проблему. В районе сразу приняли «меры» и... запретили пускать на территорию больницы посторонних, имеющих отношение к опубликованному материалу.
Тут бы все и закончилось, если бы не наши последующие действия. «Новая Власть» направила материалы газеты в администрацию Московской области, а Каравайцев обратился к Уполномоченному по правам человека в Московской области Крыжову Сергею Борисовичу с предложением посетить инфекционную больницу и принять необходимые меры по устранению недостатков. Сотрудники и пациенты больницы уже ни на что и не надеялись...
Ясным осенним днем 2 октября к зданию больницы подъехали несколько машин. Высокие гости - редкость для таких учреждений. Но в этот день в инфекционную больницу, «прославившуюся» на всю Московскую область, приехала высокая комиссия в составе: Уполномоченного по правам человека в Московской области Крыжова Сергея Борисовича, главного эпидемиолога Московской области Миленина Александра Михайловича, представителя Уполномоченного по правам человека Каравайцева Сергея Михайловича, депутата Совета депутатов района Шокорова Игоря Сергеевича, представителя министерства здравоохранения Московской области.

Прошло еще 10-15 минут. И лишь после очередного настойчивого требования пустить в помещение, сотрудники дверь все-таки открыли. За этим последовало 25-минутное ожидание в ординаторской собственно приезда г-жи Глазко.
Татьяна Петровна все-таки приехала, выглядела уверенно и была подготовлена к визиту. Далее члены комиссии выслушали долгое сообщение Глазко о том, какие колоссальные планы вот-вот реализуются в районном здравоохранении и в инфекционной больнице, в частности. Это и утвержденный проект капитального ремонта, и подготовленная к монтажу мобильная котельная, и отсутствие долгов бюджета перед больницей... Татьяна Петровна даже сделала вид, что удивилась столь пристальному вниманию к медучреждению.
Вроде бы, здесь все, как везде, проблемы, конечно, есть, но они решаются. Тепла в прошлом году не было? Так в этом будет, все проблемы решены. Нет горячей воды в кухне и прачечной? Так обогреватели уже закуплены и скоро будут установлены. Несколько сложнее было отвечать на вопрос о тряпичных перегородках в боксах и детских унитазах, оставшихся еще от прежних хозяев здания - малышей. Здесь ответ был примерно такой: зачем сегодня частично обустраивать все эти удобства, если скоро грянет капитальный ремонт? И действительно, зачем? Пускай взрослые дяди и тети пока посидят на этих горшках, все не в поле и не на морозе.
Предложение пригласить на разговор сотрудников больницы, осталось попросту незамеченным. А на просьбу гостей показать внутреннее «убранство» учреждения Татьяна Петровна ответила отказом, дескать, это учреждение закрытое, ходить здесь, кому попало, нельзя. Кстати, позднее в медицинских кругах был пущен слух, что гостям было предложено надеть противочумные костюмы, после чего им разрешили бы посетить внутренние помещения. И, якобы, члены комиссии отказались. Мы спросили об этом Шокорова Игоря Сергеевича, на что он ответил следующее:
«Никто никаких противочумных костюмов нам не предлагал. Да мы и скафандры надели бы, чтобы только показать высокопоставленным чиновникам реальную ситуацию в больнице. Вопрос этот не поднимался, и нам просто отказали в осмотре больницы».
После этого беседа продолжилась за пределами инфекционной больницы, возле той самой котельной, которая так нерегулярно балует теплом сотрудников и больных. Здесь и произошел действительно серьезный разговор о проблемах районного здравоохранения.
Со слов Т.П. Глазко, район выполняет бюджет здравоохранения полностью (сегодня он более 80 миллионов рублей), а в прошлом году даже больше заложенного на 12 миллионов рублей. При этом потребности медиков гораздо больше. Последовал пример: вот для монтажа мобильной котельной нужны средства в сумме 1 миллион 200 тысяч рублей, а в бюджете заложено всего 500 тысяч. На вопрос, а зачем же в бюджет вписывать эти самые 500 тысяч, если заранее знаешь, что их не хватит, а полдела сделать нельзя, ответа не последовало.
Далее, уже Уполномоченным по правам человека в Московской области С.Б. Крыжовым были высказаны замечания о том, что бюджет здравоохранения принимается неверно, что он закрыт от контроля. То, что планируется делать в начале года и включается в сметы медучреждений, с легкостью изменяется районными чиновниками по собственному усмотрению. Кому-то добавят денег, а кого-то урежут безо всякого согласования. И при этом Совет депутатов не участвует в перераспределении средств, ведь депутаты принимают лишь общую сумму, отпускаемую на здравоохранение. При такой постановке вопроса медучреждения и сами медработники всегда будут заложниками чужих амбиций и экспериментов.
Стороны еще раз обсудили проблемы инфекционной больницы. Московские гости дали понять, что держат вопрос на контроле и обязательно проверят выполнение обещанных мероприятий. На том и разъехались.
Спустя месяц после вышеуказанного визита комиссии, мы попытались выяснить, изменилась ли ситуация в Ликино-Дулевской больнице. То, что мы узнали, нас очень порадовало. В больнице появилось тепло, а это уже немало. Правда, на днях наблюдались некоторые перебои, но мы надеемся, что они имеют временный характер. В больнице установили водонагреватели, так что теперь работники кухни и прачечной не будут таскать тяжелые ведра с горячей водой. Выделены средства на обустройство кабинетов, и даже медработников в новые халаты одели. Погашены долги по ВИЧ-лаборатории. По неподтвержденной информации, сотрудникам даже немного увеличили зарплату. Но по-прежнему больные ходят на детские горшки-унитазы, и не заменены тряпичные перегородки.
Тем не менее, мы рады, что смогли помочь прекрасному коллективу и пациентам больницы. Та оперативность, с которой районные власти взялись за исправление нарушений, говорит о том, что сегодня можно добиваться соблюдения прав человека и в Орехово-Зуевском районе. Нужно только не утаивать проблемы, а наоборот, делать их достоянием гласности и требовать решения на всех уровнях. Здесь, конечно же, не обойтись без лидеров, но, к счастью, у нас они есть. А уж за «Новой Властью» не заржавеет «врезать» проштрафившимся чиновникам, как говорится, по первое число.
«Новая Власть» благодарит руководителя районного здравоохранения Татьяну Петровну Глазко за оперативное выполнение части данных обещаний. Мы надеемся, что будут исполнены и другие обязательства перед Ликино-Дулевской инфекционной больницей. А медицинским работникам района мы желаем успехов в работе, требуемого финансирования и уверенности в завтрашнем дне.
Мы с вами!
Отдел ЖКХ
2003.11.10